Дебил, имбецил, идиот. Обидная характеристика или...?

Тема в разделе "Психические расстройства", создана пользователем Анна Литвинова, 28 сен 2021.

  1. Анна Литвинова

    Анна Литвинова Злобный модер Команда форума

    УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ: СТАДИИ (СТЕПЕНИ), СИМПТОМЫ И ДРУГИЕ СВЕДЕНИЯ
    [​IMG]Об олигофрении - умственной отсталости (также известной как малоумие и задержка умственного развития) долгое время старались умалчивать, эта тема была почти запретной. А если что и говорилось, то акцент делался на психологических и физиологических особенностях людей с таким отклонением. Но сейчас многое поменялось, и на первое место вышли их потребности, цели.

    СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
    Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

    Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

    Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

    Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

    Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

    Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

    ПРИЧИНЫ
    Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.

    Причины

    Факторы

    биомедицинские

    социальные

    поведенческие

    образовательные

    Внутриутробное развитие плода (пренатальные)

    -возраст родителей;
    -заболевания у матери;
    -хромосомные нарушения;
    -врожденные синдромы



    нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам

    родители употребляли алкоголь, табак, наркотики

    родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны

    Рождение ребенка (перинатальные)

    -недоношенность;

    -родовые травмы

    плохой уход за малышом

    отказ от ребенка

    отсутствие медицинского наблюдения

    Дальнейшая жизнь (постнатальные)

    -плохое воспитание;
    -травмы мозга;
    -дегенеративные заболевания;
    -эпилепсия;
    -менингоэнцефалит

    -бедность;
    -плохие взаимоотношения в семье



    -домашнее насилие, жесткость к ребенку, его изоляция;
    -несоблюдение мер безопасности;
    -плохое поведение

    -некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний;
    -недостаток воспитания;
    -отсутствие поддержки со
    стороны других членов семьи

    Конкретных «виновников», даже несмотря на довольно скрупулезные исследования и раннюю диагностику, никто точно назвать не может. Но, если проанализировать таблицу, с наибольшей вероятностью поводом появления олигофрении могут быть:

    • любые генетические сбои – мутации генов, их дисфункция, хромосомные аномалии;
    • наследственные отклонения развития;
    • недоедание;
    • инфекционные болезни матери в период беременности – сифилис, краснуха, ВИЧ, герпес, токсоплазмоз и т.п.;
    • преждевременные роды;
    • проблемные роды – асфиксия, механические травмы, гипоксия, асфиксия плода;
    • недостаточное воспитание ребенка с рождения, родители уделяли ему мало времени;
    • токсическое воздействие на плод, ведущее к поражению головного мозга – употребление родителями сильных препаратов, наркотиков, спиртных напитков, табакокурение. Сюда же относится радиация;
    • инфекционные заболевания ребенка;
    • травма черепа;
    • болезни, затрагивающие мозг – энцефалит, коклюш, менингит, ветряная оспа;
    • утопление.[​IMG]
    СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
    Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

    • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
    • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
    • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
    • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.
    Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
    Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:

    1. Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
    2. Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
    3. Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
    4. Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
    5. Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.
     
    Llyrska нравится это.

Поделиться этой страницей